Бренд-менеджер: управляющий брендами из отдела маркетинга
Кто работает в отделе маркетинга? На первый взгляд вопрос может показаться странным. Чаще всего должность сотрудника этого отдела называется довольно абстрактно: «менеджер по маркетингу». Такая ситуация наиболее характерна для мелких компаний, где под словом «маркетинг» подразумевают все, что каким-либо образом связано с рекламой и продвижением. Однако в более крупных компаниях неэффективность такого подхода быстро становится очевидной и возникает необходимость в разделении обязанностей среди сотрудников отдела. Сегодня поговорим о том, чем занимается бренд-менеджер.
Начнем с определения. Бренд-менеджер – управляющий основным активом компании, брендом или рядом брендов. Причем слово «управляющий» является ключевым в определении, поскольку основная задача бренд-менеджера – создание, развитие и продвижение бренда или линейки брендов на локальном рынке с целью получения максимального маржинального дохода.
Здесь нужно отметить, что не в каждом отделе маркетинга есть такая должность – если у компании (например, производственная фирма) только один бренд, то обязанности по бренд-менедженту как правило распределяются между сотрудниками отдела маркетинга. Впрочем, и отдел маркетинга есть не каждой фирме. Ранее я уже писал, что в условиях кризиса многие маркетологи первыми пополнили ряды безработных.
В отношении обязанностей бренд-менеджера бытует весьма распространенное заблуждение. Даже многие искушенные специалисты в области хедхантинга полагают, что «бренд-менеджер – это специалист по продвижению брендов или торговых марок». Организовать рекламную компанию, разработать красивую упаковку, обеспечить PR — одним словом, продвинуть бренд. Вот так обычно рисуется круг обязанностей бренд-менеджера.
Безусловно, продвижение брендов входит в круг обязанностей бренд-менеджера, но не является главным фокусом его деятельности. Бренд-менеджер – это специалист не по продвижению, а по зарабатыванию денег с помощью бренда или брендов. Для бренд-менеджера бренд/бренды – это инструменты, которые он холит и лелеят (то есть развивает и продвигает), чтобы получить хороший урожай, то есть максимально возможный маржинальный доход. Образно говоря, бренд-менеджер – это предприниматель в миниатюре, в управлении которого находится не фирма, а бренд или несколько брендов.
Например, в компании-производителе бренд-менеджер управляет процессом создания и развития собственных брендов, а в торговой компании – разрабатывает ассортиментную матрицу чужих брендов.
Кстати, полный цикл управления брендами требуется как правило только в российских компаниях. Западные компании ищут на позицию бренд-менеджера исключительно специалиста по коммуникациям, для которого позиционирование бренда и ассортиментная матрица спускаются «сверху», из зарубежной штаб-квартиры. Поэтому такую позицию правильнее было бы назвать Brand Communication Manager.
Размытость представлений об обязанностей бренд-менеджера приводит к тому, что на эту должность в большинстве своем претендуют специалисты, далекие от бренд-менеджмента: менеджеры по закупкам/логистике, по рекламе, PR, а также маркетологи-аналитики. Многие из них даже занимали должности бренд-менеджеров, но реально были очень далеки от управления брендами. Они имеют весьма отрывочные сведения о том, как управлять ассортиментом, весьма слабы в экономике и владеют только набором практических навыков по организации мероприятий, размещении рекламы и изготовления сувенирки. Только 21% претендентов согласно моей статистике имели практический опыт управления брендами.
В общем случае перечень обязанностей бренд-менеджера выглядит следующим образом:
- Мониторинг и текущий анализ ситуации на рынке (конкурентный анализ, мониторинг цен). В компании-производителе бренд-менеджер участвует в разработке продукта (функциональные возможности, упаковка), для торговой компании бренд-менеджер должен знать все технологические особенности представляемых брендов и на основе этих знаний управлять портфелем и ассортиментной матрицей брендов,
- Оптимизация рентабельности и оборачиваемости товара (учитывая ценовое позиционирование, ценовой анализ конкурентов, экономическую ситуацию и прогноз динамики цен),
- Контроль складских запасов и проведение рекламных акций для стимулирования спроса,
- Изучение и учет предпочтений клиентов (как, где, когда и почему покупают товар именно этого бренда, кто является основным конкурентом),
- Планирование и реализация программ продвижения брендов (реклама, PR, BTL).
Вы считаете, что этот список неполон? Безусловно! В зависимости от специфики рыночной среды, в которой находится фирма, под управлением бренд-менеджера может находиться один или несколько брендов (их число может доходить даже до 10-12), а общая ассортиментная матрица может насчитывать от десятков до нескольких тысяч позиций. Соответственно, круг обязанностей может несколько отличаться, где-то большее значение имеет управление процессом создания упаковки продукта, а где-то — самое важным является постоянная оптимизация ассортиментной матрицы.
Однако цель работы бренд-менеджера везде одинакова – получение максимального маржинального дохода. Мерилом качества этой работы являются не абстрактные показатели, такие как, «число контактов с потенциальными клиентами» или «степень узнаваемости бренда», а вполне реальный размер полученной прибыли. Ведь потенциальные клиенты так могут и остаться потенциальными, а узнаваемость бренда еще вовсе не означает, что его будут больше покупать. Соответственно, чем лучше работают бренд-менеджеры, тем больше зарабатывает фирма.
Не согласны? Выскажите свою точку зрения!
Или может быть у Вас другое представление об обязанностях бренд-менеджера?
Пишите комментарии, буду рад пообщаться.
16 Апрель 2009 в 07:30
В принципе с определением бренд-менеджера согласен.
20 Апрель 2009 в 21:29
Извините что встреваю, но по-моему совершенно бесполезная специальность в нашей стране. У нас нет брендов.
21 Апрель 2009 в 09:11
Денис, возможно, собственных российских брендов у нас, действительно, мало. Однако много зарубежных, и здесь без бренд-менеджера никуда!
25 Апрель 2009 в 21:38
Всем моё приветствие. Я рад, что в данной статье бренд-менеджер определяется как специалист по зарабатыванию денег с помощью бренда. Ведь в конечном счете бренд — это инструмент получения прибыли для владельца бренда. А если не зарабатывать на бренде денег, то к чему тогда создавать его и владеть им. Поэтому важное значение имеет то, чтобы данный инструмент оказался в руках, по-настоящему, профессионального бренд-менеджера. Часто, многие так называемые «эксперты» по брендам говорят лишь о больших вложениях в бренд, но для владельца бренда важен ответ на вопрос : а сколько же я получу от своего бренда? Потратить деньги может даже бренд-менеджер с малозначительным опытом. Профессионализм же состоит в том, чтобы получать прибыль от капиталовложений в бренд. Хочу сказать ещё по поводу российских брендов (комментарий с мнением относительно отсутствия российских брендов). Посмотрите сколько российских брендов среди соков, среди пива, молочной продукции, кондитерской продукции, косметических средств, а торговые сети, а телекоммуникационные компании, а нефтегазовые компании, и масса других российских компаний со своими брендами. P.S. Если кто мало знаком с российскими брендами может зайти на сайт-поисковик с запросом: рейтинг российских брендов. Наверняка получит достаточно информации.
Гранд Майер , маркетолог
25 Апрель 2009 в 23:37
Гранд Майер, спасибо за профессиональный комментарий!
Как показывает практика, очень мало российских компаний задумывается о рентабельности своего/своих брендов.
Например, зачастую многомиллионные рекламные бюджеты успешно осваиваются ради достижения призрачной цели «узнаваемости» бренда. Вполне возможно, что в результате рекламы действительно очень многие потенциальные клиенты узнают о рекламируемом бренде. Но обеспечивает ли это адекватный рост продаж, повышение лояльности клиентов и рост стоимости бренда?
23 Июнь 2009 в 16:55
А мне кажется, что бренд — это прежде всего эмоция. Успех бренда — в эмоциональной привязке.
3 Июль 2009 в 17:54
То что специалист по зарабатыванию денег это четко подмечено
6 Июль 2009 в 12:34
Думаю, любое «телодвижение» в деятельности компании так или иначе должно сказываться (и иметь это целью) на финансовых показателях. Бренд не исключение. Но сдается мне, что у нас в России бренд это дань моде, а не рыночный инструмент компании. Первым показателем роли бренда на предприятии было бы по крайне мере косвенное отслеживание рентабельности вложенных в бред денег. У нас к сожалению встречаются редко.
9 Июль 2009 в 09:35
Полностью согласен с Денисом, БРЕНДОВ У НАС НЕТ и небудет до тех пор пока компании не будут на 100% отслеживать качество своей продукции. А то у нас как все делаеться — теп леп и ГОТОВО (в смысле min денег, max рентабельности)
12 Июль 2009 в 23:19
Andrei, родных российских брендов у нас, действительно, пока немного. Но это вопрос времени. Кризис показал, что лучше всего продаются две категории товаров (на примере запчастей для иномарок): дорогой раскрученный бренд и самый дешевый no name.
Однако на no name бренде много не заработаешь, поэтому рекомендую всем бренд-менеджерам задуматься о создании или введении в ассортимент премиальных брендов.
15 Июль 2009 в 11:00
Александр, добрый день! Извините за вопрос — how much, то есть почем такой Бренд-менеджер, которым вы довольны? не праздное любопытство. Спасибо!
15 Июль 2009 в 16:18
Приветствую, Ольга, ответить не могу. Сами понимаете, размер зарплаты — конфиденциальная информация.
Скажу только, что з/п вполне умеренная, среднеменеджерская по городу.
И как показывает опыт, менеджеры с высокими зарплатными ожиданиями далеко не всегда их оправдывают.
На первых порах бренд-менеджеру нет смысла платить много, пускай человек разберется, освоится в этой области. Тогда ему можно будет выплачивать бонус в зависимости от результатов работы.
25 Июль 2009 в 03:11
Не согласен. Мне больше кажется что бренд-менеджер – это в большей степени специалист по продвижению и только потом уже по зарабатыванию денег. Зарабатывание денег должно быть вторично в этом деле.
29 Июль 2009 в 14:34
Tols, продвижение, безусловно, важно, но именно как инструмент повышения доходности бренда. Это ведь не искусство, здесь важен результат в виде повышения продаж. Если повышения продаж нет, значит бренд-менеджер не справляется.
11 Август 2009 в 12:56
13-14 А на мой взгляд, продвижение — это всего лишь составная часть обязанностей бренд-менеджера. Для продвижения, в идеале, дать в подчинение бренд-менеджеру PR-специалиста, который будет, исходя из общей стратегии бренд-менеджмента, разрабатывать рекламную и PR-стратегии, который и будет отвечать за так названную в посте 6 «эмоциональную привязку»
26 Август 2009 в 11:16
Если человек не специалист по зарабатыванию денег, то его вообще не нужно ни на какой должности держать.
28 Август 2009 в 14:07
Для бренд — менеджера, одно из самих важных аспектов является правильный выбор названия бренда.
31 Август 2009 в 10:42
У меня друг бренд-манаджер, он тоже самое сказал
1 Сентябрь 2009 в 19:52
Но все таки это не легкая работа
10 Сентябрь 2009 в 23:34
Соответственно, чем лучше работают бренд-менеджеры, тем больше зарабатывает фирма. Подписываюсь! Только эту должность могут позволить себе не все предприятия…
12 Сентябрь 2009 в 21:22
Пригласили на собеседование на должность бренд-менеджера. Большой регион, работа для меня знакома, естественно присутствует страх справлюсь ли, хотя идей полным полно. Может подскажете как лучше со всем этим справится, а?
14 Сентябрь 2009 в 23:14
Чтобы хорошо со всем справляться, нужно просто хорошо работать!
14 Сентябрь 2009 в 23:51
Ильвира, а Вы действительно хотите работать на этой позиции? Если есть сильное желание, тогда отбросьте страх и убедите работодателя в том, что Вы лучшая!
14 Ноябрь 2009 в 01:19
Бренд, как много в этом звуке, что бы здесь не говорили мы сегодня живем в эпоху брендов, каждый, абсолютно каждый человек, является покупателем, а покупает он тот товар, которому доверяет, или выбирает по определенным критериям, и этот бренд идет по жизни вместе с человеком. как получить доверие и оставить клиента на долго, наверное это одни из главных целей профессионального бренд-менеджера.
9 Декабрь 2009 в 06:03
Меня зовут Ксения, я студентка второго курса. Учусь по специальности “Связи с общественностью” в Нижнем Новгороде. Недавно преподаватель по специальности дал нам задание, узнать как можно больше о любой отдельной отрасли в области PR и рекламы. Мне более интересен брендменежмент. Мне хотелось бы, задать вам несколько вопросов.
С какой должности, на ваш взгляд, стоит начинать свой путь к карьере брендменеджера?
Как вы думаете, профессия брендменеджера более мужская или женская?
Легко ли трудоустроиться по данной профессии на российском рынке труда?
19 Декабрь 2009 в 01:35
Ксения, отвечаю по порядку:
1. Менеджер по маркетингу, маркетолог-аналитик — с этих должностей вполне логичным будет переход в бренд-менеджеры.
Однако у каждого свой путь, некоторые приходят из рекламы, PR.
Важно помнить, что бренд-менеджером может стать только сильный маркетолог с развитой предпринимательской жилкой.
Поэтому, на мой взгляд, хороший менеджер по логистике или закупкам никогда не сможет стать классным бренд-менеджером.
2. Пол не имеет значения.
Но практика показывает, что 90% классных бренд-менеджеров — это мужчины.
3. Слово «легко» не подходит в данном контексте. Бренд-менеджер — востребованная профессия, особенно при наличии опыта управления широким и глубоким ассортиментом. Собственно, как и в любой другой профессии — классные специалисты всегда хорошо трудоустроены.
17 Январь 2010 в 21:31
alandr, ДЕНЬ ДОБРЫЙ!!! Ваша статья вдохновляет на подвиги!!! Наверняка интересная и динамичная работа- а я как раз думала куда бы себя применить!!)))))
17 Январь 2010 в 22:46
Ольга, я очень рад
Когда добьетесь подвигов, напишите мне, будет интересно узнать!
23 Февраль 2010 в 14:25
хороший пост! Спасибо за проделанную работу!
9 Апрель 2010 в 20:14
Ксении. В маркетинг, бренд-менеджмент, рекламу, PR надо идти из продаж. Когда Вы будете абсолютно понимать процесс продажи и покупки, тогда сможете создавать то, что будет приносить максимальный доход. Если Вы сочетаете в себе креативщика, аналитика, продавца, технолога, рекламиста, инноватора, консерватора, коммуникатора и управленца — какая разница, какого Вы пола?
И востребованы будете всегда. Главно, работа должна дико нравиться, и драйв должен быть.
1 Май 2010 в 13:23
Всем привет, раньше работал менеджером в отделе маркетинга и сбыта(в небольшой компании), затем в гос., организации инженером( по спец.)понял , что коммерческая жилка мне не дает быть чиновником, и вот решил все же сменить область деятельности, и хотел бы сначала поработать помощником Бренд-менеджера, отправил резюме в крупную компанию, жду ответа. Как вы думаете какую литературу было бы неплохо прочитать для входа в курс дела, или же для развития если уже в теме?
3 Май 2010 в 22:46
Maxx, все зависит от того, чем в данной компании занимается бренд-менеджер. Управляет ассортиментом и переговоры с поставщиками? Или у него уже есть спущенный «сверху» продукт и ассортимент, и его задача продвинуть это на рынок/в торговую сеть? В зависимости от задач и литература будет разная.
18 Май 2010 в 15:42
alandr Здравствуйте! Меня переводят из отдела продаж на должность бренд-менеджера.Понятия неимею с чего начинать, глаза разбегаются. Подскажите, какую литературу можно почитать, чтоб как-то систематизировать действия, понять с чего начать. Заранее спасибо!
24 Май 2010 в 22:10
Андрей, а что будет входить в Ваши обязанности? Продвижение? Управление ассортиментом? Вывод на рынок новых продуктов? В зависимости от направления деятельности литературу можно порекомендовать разную.
25 Май 2010 в 06:41
Спасибо, что откликнулись… Один бренд уже существует, но не вся продукция двигается хорошо… Ещё два бренда тока-тока вводятся… С меня в основном продвижение, презентации, публикации статей…
24 Июнь 2010 в 19:20
Спасибо мне очень понравился ваш блог и я обещаю заходить еще
7 Июль 2010 в 19:00
Добрый день, интересно, встречались ли вам бренд-менеджеры технари?
Поясню, человек с техническим образованием, но неплохо понимающим все структуру бренда фирмы и системы продаж как таковой)
Думаю о переходе в бренд-менеджеры с должности инженер)
не сомневаюсь, что справлюсь, интересен опыт других. =)
15 Июль 2010 в 12:10
Смешное определение, получается, «бренд» здесь вообще слово случайное. «Бренд-менеджер – это специалист не по продвижению, а по зарабатыванию денег с помощью бренда или брендов». Если это так, нужно просто откинуть слово»бренд» и оставить «менеджер», функция которого сводится именно к зарабатыванию денег.
Судя по комментариям, бренд-менеджер-специалист на все руки. Один человек не может «сочетать в себе креативщика, аналитика, продавца, технолога, рекламиста, инноватора, консерватора, коммуникатора и управленца» (за исключением случаев обладания поверхностными знаниями в этих разносторонних областях). Создание бренда — процесс творческий, менеджмент — это уже экономика. В подчинении бренд-менеджера должны находиться многие другие специалисты: дизайнеры, пиарщики, имиджмейкеры, а задача бренд-менеджера — управлять процессами, следить за тем, чтобы в процессе формирования или развития бренда не было отклонений от единой стратегии, в противном случае, всё развалится на пол пути.
16 Июль 2010 в 10:06
Андрей, бренд-менеджер может иметь различный бэкграунд, в том числе и технический. Важно, что при управлении брендом надо знать не только техническую составляющую, но и понимать своих клиентов.
Беда многих бренд-менеджеров в том, что они создают бренд, который нравится лично им, но не удовлетворяет потребностям клиентов.
16 Июль 2010 в 10:13
Юлка, Вы не уловили суть, поэтому запутались в определениях
Если откинуть «бренд», то мы получим менеджера общей направленности, который непонятно чем занимается и на чем должен зарабатывать деньги. Собственно, это свойственно многим компаниям, где бренд-менеджер занимается чем попало, только не управлением брендом.
Вы пишите, что «Один человек не может «сочетать в себе» и тут же себе противоречите: «В подчинении бренд-менеджера должны находиться многие другие специалисты» и его задача «управлять процессами».
Как можно управлять маркетингом, пиаром, разработкой дизайна, если в этом ничего не понимаешь?
26 Июль 2010 в 18:13
Александр, как вы считаете, какими качествами и знаниями должен обладать ассистент бренд менеджера?И на что в первую очередь смотрят рекламодатеои при приеме на эту должность?
Я уже около 6 месяцев работаю ассистентом PR менеджера в одной достаточно крупной на своем рынке компании (На пол ставки,т.к являюсь студентом 4 курса), компания занимается производством нишевых, не эфриных телеканалов, так что процесс маркетинга является очень специфичным, хотелось бы через 0,5 — 1 годика попробовать устроиться ассистентом брен-менеджера в другую компанию, как вы считаете это возможно?И как следует к этому готовиться?
22 Август 2010 в 00:13
Мне кажется, что функции у бренд-менеджера ровно те же самые как и у обычного менеджера по маркетингу, только связаны они с единственным брендом, которым он занимается… т.е. брендменеджером можно назвать любого маркетолога, работающего в отделе маркетинга с нефункциональной структурой отдела маркетинга, т.е. например продуктовой или побрендовой структурой отдела…
поправьте, alandr, меня если не прав
22 Август 2010 в 00:20
И вообще на самом деле правильнее назвать эту должность или профессию Менеджером торговой марки и никак ни бренда…
7 Сентябрь 2010 в 17:50
Господа у меня к вам огромная просьба . В силу сложившихся обстоятельств я занимаюсь созданием и раскруткой бренда театра СинематографЪ, где играют неслышащие актеры. Причем цели которые я поставила перед собой достаточно амбициозны — стать популярным театром наравне с ведущими московскими театрами причем не только не только в России , получить статус государственного театра (что сейчас крайне проблематично) . Знания в области маркетинга PR ,брендинга у меня самые поверхностные — образование строго техническое опыта работы в этой области естественно нет .
Кое что безусловно нам сделать удалось причем при нулевом бюджете. но все придуманные ходы это скорее интуиция. Получать второе высшее образование мне некогда. Может быть вы посоветуете приличные книги из этих областей? меня интересуют нестандартные решения, и ходы,
7 Сентябрь 2010 в 22:22
Добрый день! Интересно узнать Ваше мнение, для работы бренд менеджером какое выбрать направление на втором высшем? (первое высшее техническое)
29 Сентябрь 2010 в 22:11
maximowich, отчасти согласен. Бренд-менеджер суть маркетолог, только под его управлением находится обычно не один бренд, а целое продуктовое направление.
«Менеджер торговой марки» — это ложное определение позиции бренд-менеджера. Если компания начинает управлять своими торговыми марками, значит они должны превратиться в бренды или умереть. Суть в том, что торговая марка сама по себе — это торговый знак, его регистрация, но еще далеко не позиция в голове потребителя и не участник борьбы за его кошелек.
6 Октябрь 2010 в 00:36
Всё хорошо написано, единственное несколько комментариев
1. Вроде умный человек, а пишите слово «маркетолог-аналитик», скажите мне разницу между просто маркетологом и маркетологом-аналитиком ?
2. я не фанат категорийного менеджмента, но мне интересно так же узнать разницу между бренд-менеджмером и категорийным менеджером, некоторые я могу и сам сказать, но остальные отличия будет интересно узнать
3. Вы говорите о том, что бренд-менеджер — предприниматель, если мне не изменяет память, но есть определенное разделение прав и ответственности в компании и я не припомню такого, чтобы бренд-менеджер был по-настоящему управленцем в миниатюре. Возможно, при наличии шикроких полномочий в компании, бренд-менеджер отвечал бы полноценно за маржинальность, но учитывая, реалии российского бизнеса, бренд-менеджер в лучшем случае генератор идей, координатор процессов и уже потом только управленец брендом.
4. Как Вы понимаете, я не мог не спросить про ещё одного персонажа, какую роль Вы отводите product менеджеру в компании ?
24 Октябрь 2010 в 17:00
Алекснадр (автор последнего поста), вы вроде претендуете на роль» умнее умного», комментриуя статью, а сами пишете, допуская речевые и пунктуационные ошибки…
«Скажите отличия», пожалуйста, если Вас это не затруднит. Из Ваших уст это узнать особенно интересно ))
26 Октябрь 2010 в 20:26
Alandr пишет: «Tols, продвижение, безусловно, важно, но именно как инструмент повышения доходности бренда. Это ведь не искусство, здесь важен результат в виде повышения продаж. Если повышения продаж нет, значит бренд-менеджер не справляется».
Alandr, у меня сложилась такая ситуация: уже на втором рабочем месте сталкиваюсь с тем, что мне дают для продвижения, скажем так, неходовой товар. В первом случае это были дисконтные программы (весьма сомнительной полезности для потенциальных заказчиков), а сейчас это кофейные зерна в шоколаде (в России пока не сформирована культура потребления этого продукта, плюс множество мифов о вреде для гипертоников и проч.). Что на первой работе, что сейчас, для продвижения брендов мне не выделяют средств! Как, по-вашему, я могу принести прибыль, если у меня нет возможности даже сделать шаги в сторону пресловутой узнаваемости брендов?!
К сожалению, реальность российского рынка такова, что сначала приходится продвигать продукт через менеджеров-продажников. И когда продукт становится более-менее востребованным среди определенного круга заказчиков, начинаются какие-то движения по рекламе и PR. Российский бренд-менеджмент, на мой взгляд, нельзя сравнивать с западным, когда бренд и его восприятие формируются еще до массового выпуска продукта. Или когда бренд выводится на рынок под «крылом» узнаваемой материнской компании.
У нас более жесткие условия.
13 Декабрь 2010 в 17:29
Спасибо,Александр, что не бросаете пост!Интересная тут дискурсия…И есть надежда получить ответ.Работаю второй год в косметической компании над продвижением на рынок 1 бренда.Совмещаю должность косметолога-методиста.Есть желание расти и грамотно,в динамичном ритме двигаться дальше.Но нет времени еще на одно специальное образование.Уже за плечами курсы для руководителей отдела продаж (теория ограничений :ТОС), образование психолога (кроме медицинского).Хотелось бы список рекомендованной литературы.Премного зараннее благодарна.
28 Февраль 2011 в 00:11
Хорошая статья.
Я работаю бренд-менеджером, именно всем по указанному списку и занимаюсь
26 Декабрь 2011 в 22:26
Сколько зарабатывает ассистент брендменеджера и реально ли пойти работать ассистентом после курсов ? Если образование средне- специальное
26 Декабрь 2011 в 22:29
И если я закончу вышку у меня будет больше шансов заполучить эту должность?=)
29 Декабрь 2011 в 15:34
Танюшка, реально. Высшее образование желательно, но не обязательно. На первых порах важнее иметь сильное желание состояться как профессионал. Потом приложится опыт и станет очень интересно работать.
Дерзайте